Понедельник, 21.05.2018, 21:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт МОБУ СОШ села Менеузтамак

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Требования к современному уроку в начальной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы.
Требования к современному уроку в начальной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы.













                                                                                                         Работу выполнила

учительница начальных

                                                                                      классов

                                                                                                   Каримова А.А.















2013г.



















Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь, и

любить тех, кому преподаешь.

В.Ключевский



             В «Основных направлениях реформы общеобразовательных и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

             Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

             Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остаётся неизменным. Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения. При всей значительности субъективного момента в процессе обучения, при всей роли индивидуального мастерства каждого учителя, этому процессу свойственны некоторые основные элементы, без которых процесс обучения разрушается или остаётся незавершённым. Наша задача – рассмотреть требования к современному уроку и пути их реализации.

          «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностный лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» -пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

           Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

          Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Типология современных учебных занятий
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
Урок применения предметных ЗУНов и УУД
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок

Итак, современный урок отличается  от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой, темпом и т.д.

Отсюда- нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

             Начальная школа – органическая составная часть, первая ступень средней школы. Естественно поэтому, что требования, предъявляемые к российской школе в целом, определяет содержание воспитания и обучения младших школьников. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке – игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Так В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая  приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной  и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу. Без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

Как уроки – размышления, уроки – раздумья проходят у опытных творческих работающих учителей уроки развития речи. Дети пополняют словарный запас, знакомятся со значением неизвестных ранее слов, рассуждая, размышляя, сопоставляя факты, выделяя основную мысль в прочитанном рассказе, увиденном фильме. В результате работы рождается рассказ – собственное произведение ребёнка, которым он гордится, чёткое по структуре и ёмкое по содержанию. Значимые результаты приносит работа по моделированию художественного произведения. Дети с удовольствием включаются в урок – игру по продолжению сказки, с интересом фантазируют, изменяя или фабулу рассказа, или время года в сказке, или время года в сказке, или подвергая главного героя необыкновенным испытаниям.

             Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательности, мышление младшего школьника.

Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника. Поэтому педагогика урока должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

              Игровая форма проведения урока занимает своё место и во второй, третий и четвёртый год обучения в школе. Но ей отводится не такая ведущая роль, как в первом классе.

Важные показатели хорошего развития младших учеников – активность и самостоятельность во всех видах учебной работы. Задача учителя – организовать дифференцированную самостоятельную работу учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы оцениваются учителем или осуществляется контроль в виде взаимопроверки.

             Я работаю по программе «Начальная школа 21 века». В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогала их самоутверждению  и нравственному становлению.

             Важнейшей задачей в рамках выбранной мной системы обучения считаю создание яркого , положительного образа предмета . От этого во многом зависит заинтересованность учеников, их работоспособность. Так, на уроках обучения грамоте большую помощь для формирования положительно образа оказывают «буквы-человеки». Они пришли с нами в школу, «ожили» на наших глазах и не покидают нас, а смело продолжают свой путь по страницам учебника, помогая в сложные моменты, вселяя уверенность. Так дети начинают задумываться о русском языке – о его тайнах и загадках. Научить русскому языку всех детей практический невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.

Ситуация успеха – это погружение ребенка в ситуацию, когда он все понимает, все может и хочет выполнить. Это возможно при использовании разноуровневых заданий по самостоятельному выбору учащихся, при выполнении детьми разного объема самостоятельной работы, при выполнении творческих задании, к которым подготавливаются продолжительное время. В ребенке надо обязательно поддерживать любое усилие, направленное на улучшение учебных результатов. Это укрепляет у него веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем, это препятствует  развитию страха и мотивации избежать неудачи.

Упражнения и игры для создания ситуации успеха детей:

       *Ситуация «Ловушка» ( Я не понимаю – объясни!)

             -научи дома маму….;

             -объясни товарищу….;

             -используй слова….;

             -придумай задание для 1 класса…..;

             -обсуди в парке….;

             -взаимопроверка и самопроверка.

     *Ситуации «Похвала» (при доброжелательной атмосфере)

             -Молодец! Красиво писал(слабому)

             -Порадовал! Весь урок задавал умные вопросы (сильному)

              -Удивил! Очень ярко высказывался(сильному)

             -Хорошо! Слушал внимательно(слабому)

             -Аккуратно сложил учебные вещи.

            В работе с художественным текстом важную роль отвожу прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы , предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребенка формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку. Часто ученики выполняют домашнее задание по литературе на выбор: кто –то учит отрывок, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то «пишет»(устно) продолжение рассказа, кто-то придумывает загадку и т.д.

             Большую работу провожу по активизации словаря. Свое внимание я направляю прежде всего на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно виду работу с глаголами, так как основа любой мысли – точно выбранное сказуемое. В этом помогают игры «Замени глагол», « Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и др. Эта работа помогает и в умении пересказать текст.

            Часто использую на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи ит.д. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку- путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Современной формой диагностики, оценки достижения младших школьников является портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижении школьников. Работой по составлению портфолио учащихся я занимаюсь уже в течении нескольких лет. Раньше акцент делался на  отслеживание внеурочных достижении учащихся. В настоящее время в пилотном классе структура портфолио и система работы с ним совершенствуется. Портфолио включает несколько накопительных папок:

       *результаты стартовой, промежуточный и итоговой диагностики – педагогической, психологической, предметной, диагностики социализированности личности;

       *результаты  и материалы тематических работ;

       *материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы;

       *рефлексивные листы(для родителей, учителей, самоанализа учащегося);

       *выборки детских работ;

       *достижения во внеучебной деятельности.

Портфель достижений учащихся становится комплексной оценкой метапредметных, предметных и личностных результатов.



           Урок для меня и моих учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Менеузтамак муниципального района Миякинский район РБ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Salavat (27.09.2013)
Просмотров: 6214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz